Новости школы

180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Rimskij-Korsakov photo 2024-03-20_19-02-13

  18 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Эту дату широко отмечают в нашей стране: концерты, фестивали, музейные экспозиции, лекции- форматы юбилейных мероприятий разнообразны и чрезвычайно интересны.

  В нашей школе стартовал проект #ЧитаяЛетопись. Проект познакомит с биографией Н.А.Римского-Корсакова, становлением его творческой личности, опираясь на автобиографическую книгу "Летопись моей музыкальной жизни". Книга композитора вышла в свет в 1909г., но и спустя 115 лет не перестает быть интересной музыкантам разных поколений. В ходе проекта юные рахманиновцы посетят лекции и встречи, посвященные творчеству Н.А.Римского-Корсакова, а в соцсетях можно будет следить за выпусками проекта.

Телефон доверия

Аннотации к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе Хореографическое творчество

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

 

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее по тексту - программа «Хореографическое творчество») разработана муниципальным учреждением дополнительного образования Детской школой искусств имени С.В.Рахманинова муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – ДШИ) на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства (далее по тексту - ФГТ).

            Программа «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации, и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки учащихся ДШИ имени С.В.Рахманинова.

            Программа «Хореографическое творчество» разработана с учетом:

- обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографическогоискусства;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

С целью обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования, обучение по учебным предметам обязательной и вариативной части осуществляется на русском языке.

Цели программы «Хореографическое творчество»:

- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- изучение казачьей культуры, в рамках Плана мероприятий на 2021-2023 годы по реализации в Краснодарском крае Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2021 года № 94-р;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

                Задачи программы «Хореографическое творчество»:

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

                Срок освоения программы «Хореографическое творчество»:

- для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, срок освоения составляет 8 лет.

- для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, 9 лет.

            Прием детей в ДШИ осуществляется на основании результатов отбора детей, проводимого с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения образовательной программы «Хореографическое творчество».

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.

Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков могут приступить к освоению программы «Хореографическое творчество» со II по VII классы включительно. В выпускные классы поступление учащихся не предусмотрено.

Формы работы в освоении программы «Хореографическое творчество»

В ДШИ устанавливаются следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок); прослушивание; просмотр; зачет (технический зачет); репетиция; академический концерт; мастер-класс; лекция; семинар; контрольная работа; практическое занятие.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Данное обоснование указывается в программах учебных предметов, реализуемых в ДШИ.

Внеаудиторная работа может быть использована на:

- выполнение учащимися домашнего задания;

- посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности ДШИ, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности ДШИ.

Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое творчество» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

Учебно-методическое обеспечение:

Для каждого учащегося организован доступ к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хореографическое творчество».

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 учащихся.

Программа «Хореографическое творчество» обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

При реализации программы «Хореографическое творчество» запланирована работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности. Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного учебного времени.

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Хореографическое творчество» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- хореографические имеют пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки (палки) вдоль стен, зеркала;

- актовый зал с пианино, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;

- библиотека;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;

- помещение для хранения музыкальных инструментов, а также условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;

- раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей;

- сценические костюмы для сценических выступлений, для учебных занятий, репетиционного процесса.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов: «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (современными досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

Кадровое обеспечение:

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечена педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели из них:

- 32–33 недели — реализация аудиторных занятий;

- 2–3 недели — проведение консультаций и экзаменов;

         Остальное время деятельность преподавателей направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, освоение дополнительных профессиональных ОП.

       Один раз в три года педагогические работники в целях непрерывности профессионального развития обеспечиваются освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 16часов.

Взаимодействие с другими ДШИ, реализующими ОП в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью:

- обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов;

- ведения постоянной методической работы;

- получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество»;

- использования передовых педагогических технологий.

Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с 8 летним сроком обученияявляется приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области хореографического исполнительства:

  • знания профессиональной терминологии;
  • умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
  • умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
  • умения выполнять комплексы специальных хореографическихупражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
  • умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
  • умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танцаи разучивании хореографического произведения;
  • навыков музыкально-пластическогоинтонирования;
  • навыков сохранения и поддержки собственнойфизической формы;
  • навыков публичных выступлений.

в области теории и истории искусств:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
  • знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
  • знания основных элементов музыкального языка;
  • первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • знания основных этапов развития хореографического искусства;
  • знания основных этапов становления и развития искусства балета;
  • знания основных отличительныхособенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • навыков анализа музыкального произведения.

Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Танец:

  • знание основных элементов классического, народного танцев;
  • знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
  • умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
  • умение ориентироваться на сценической площадке;
  • умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
  • навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
  • владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
  • навыки комбинирования движений;
  • навыки ансамблевогоисполнения, сценической практики.

Ритмика:

  • знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
  • знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ла­довую окраску в танцевальных движениях;
  • первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
  • представление о длительностях нот в соотношении с танце­вальными шагами;
  • умение согласовывать движения со строением музыкального про­изведения;
  • навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
  • навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.

Гимнастика:

  • знание анатомического строения тела;
  • знание приемов правильного дыхания;
  • знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
  • знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
  • умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
  • умение сознательно управлять своим телом;
  • умение распределять движения во времени и пространстве;
  • владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
  • навыки координации движений.

Классический танец:

  • знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций классического танца;
  • знание особенностей постановкикорпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;
  • умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок танца;
  • умениеосваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танцаи разучивании хореографического произведения;
  • навыки музыкально-пластическогоинтонирования.

Народно-сценический танец:

  • знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
  • знание балетной терминологии;
  • знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
  • знание особенностей постановкикорпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
  • знание средств создания образа в хореографии;
  • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выра­зительных средств;
  • умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
  • умение исполнятьнародно-сценические танцы на разных сценических площадках;
  • умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
  • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, со­хранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
  • умение понимать и исполнять указания преподавателя;
  • умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
  • навыки музыкально-пластическогоинтонирования.

Подготовка концертных номеров:

  • умение осуществлять подготовку концертных номеров, партийпод руководством преподавателя;
  • умение работы в танцевальном коллективе;
  • умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
  • умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
  • навыки участия в репетиционной работе.

Слушание музыки и музыкальная грамота:

  • знание специфики музыки как вида искусства;
  • знание музыкальной терминологии, актуальной дляхореографического искусства;
  • знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
  • умениеэмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хорео­графического искусства;
  • умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
  • умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодикунесложных музыкальных произведений.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

  • знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
  • знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
  • знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
  • знание основных музыкальных терминов;
  • знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
  • умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
  • умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
  • навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.

История хореографического искусства:

  • знание основных этапов развития хореографического искусства;
  • знание основных отличительныхособенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
  • знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
  • знание основных этапов становления и развития русского балета;
  • умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.

Современный танец:

  • знание основных этапов возникновения джаз танца,модерн танца;
  • навыки исполнения джаз танца, модерн танца;
  • знание терминологии;
  • навыки импровизации;
  • владение танцевальными комбинациями.

Учебные планы программы «Хореографическое творчество» разработаны в соответствии с ФГТ на основе примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

Учебные планы отражают структуру программы «Хореографическое творчество», определяют содержание и организацию образовательного процесса с учетом:

  • обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;
  • сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
  • индивидуального творческого развития детей;
  • социально-культурных особенностей Краснодарского края.

Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой программы «Хореографическое творчество» и сроков обучения по этой программе.

Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку учащихся).

Учебный план программы «Хореографическое творчество» предусматривает следующие предметные области:

  • ПО.01. Хореографическое исполнительство;
  • ПО.02. Теория и история искусств.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

         При реализации программы "Хореографическое творчество" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2599 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец - 130 часов, УП.02.Ритмика - 130 часов, УП.03.Гимнастика - 65 часов, УП.04.Классический танец - 1023 часа, УП.05. Народно-сценический танец - 330 часов, УП.06.Подготовка концертных номеров - 658 часов;

ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. - Слушание музыки и музыкальная грамота - 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 66 часов, УП.03.История хореографического искусства - 66 часов.

       Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку учащихся, определяемой содержанием обязательной части, получение учащимисядополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия учащихся с присутствием преподавателя, составляет 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает предмет В.01.Историко-бытовой и современный танец – 165 часов. При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников;

При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности;

При реализации ДПОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся:

групповые занятия — от 11 человек;

мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по предмету «Подготовка сценических номеров» — от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец» — от 3-х человек), индивидуальные занятия.

К занятиям по учебным предметам «Подготовка сценических номеров» могут привлекаться учащиеся из разных классов. Реализация данных учебных предметов может проходить в форме совместного исполнения сценической работы с учащимися из разных классов.

Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечена консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ.

Разработчики образовательной программы: заместители директора Басова М.В., Викторова Н.И, методист Киричек Ю.Н