Как праздновали Рождество в семье Сергея Васильевича Рахманинова.

   Kak prazdnovali Rozhdestvo v seme Sergeia Vasilevicha Rakhmaninova Праздник светлого Рождества был в семье великого русского композитора одним из самых долгожданных и любимых.
   Традиция отмечать Рождество шла от бабушки Рахманинова по матери Софьи Александровны Бутаковой, горячо любившей внука, сыгравшей огромную роль в его судьбе.

   При ней обычно озорной Серёжа становился ласковым и послушным, утихомиривался, смирял свое озорство. Бабушка любила посещать церковные службы и обычно брала с собой Сережу. Гостя у бабушки в Новгороде, Сережа знакомился с многочисленными новгородскими церквами, соборами и монастырями. Во время службы Сережино внимание приковывало пение хора. Вернувшись домой, мальчик тотчас подбирал на фортепиано услышанные песнопения. Когда бабушка приезжала в Петербург, Сережа водил Софью Александровну по разным храмам города.

   Многие годы спустя Рахманинов поддерживал семейные традиции, собирал родных и близких на несколько дней, а то и на неделю-другую всех вместе.

   Сергей Васильевич, который не отличался разговорчивостью в кругу родных и друзей преображался: он веселился, подтрунивал над собравшимися в доме, устраивал розыгрыши и, конечно, с удовольствием играл на рояле.
   Племянница композитора Зоя Прибыткова, которую Рахманинов шутливо называл «мой секретаришка», вспоминает, как он устроил ей поездку на рождественские праздники в Москву. Денег у нее, студентки консерватории, для такой поездки, естественно, не было, а открыто предложить ей свои он не решался. Тогда Рахманинов прислал с посыльным письмо, а там пятьдесят рублей и записка: «Моему секретаришке, чтобы на праздники ко мне в Москву приехала».
   «Здесь весь Сергей Васильевич: душевный, внимательный и донельзя деликатный. Сам он не мог мне дать деньги, он этим подчеркнул бы, что мне трудно живется материально. А он хорошо помнил, что значит, когда трудно живется», – пишет Прибыткова. Все две недели, что она гостила у Рахманиновых, Сергей Васильевич всячески развлекал юную племянницу, водил в театры, на концерты. «В Сочельник в доме устроили импровизированный маскарад. Пели, плясали, водили хороводы вокруг елки. И первым заводилой всех развлечений был Сергей Васильевич,– вспоминает Прибыткова.– Как заправский тапер играл он танцы, а потом ходил и просил: «Бедному таперу заплатите что-нибудь за труды».
   В этом рассказе – весь Рахманинов. Он любил делать подарки, всем помогать, причем тихо и порой инкогнито – чтобы, как он сам говорил, кому-то «немного теплее и светлее становилось». И не только на Рождество.