Аннотации к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе Хореографическое творчество
Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (далее по тексту - программа «Хореографическое творчество») разработана муниципальным учреждением дополнительного образования Детской школой искусств имени С.В.Рахманинова муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – ДШИ) на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства (далее по тексту - ФГТ).
Программа «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации, и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки учащихся ДШИ имени С.В.Рахманинова.
Программа «Хореографическое творчество» разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографическогоискусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
С целью обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования, обучение по учебным предметам обязательной и вариативной части осуществляется на русском языке.
Цели программы «Хореографическое творчество»:
- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- изучение казачьей культуры, в рамках Плана мероприятий на 2021-2023 годы по реализации в Краснодарском крае Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2021 года № 94-р;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Задачи программы «Хореографическое творчество»:
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
- выработка у учащихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и учащимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Срок освоения программы «Хореографическое творчество»:
- для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, срок освоения составляет 8 лет.
- для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, 9 лет.
Прием детей в ДШИ осуществляется на основании результатов отбора детей, проводимого с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения образовательной программы «Хореографическое творчество».
Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.
Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков могут приступить к освоению программы «Хореографическое творчество» со II по VII классы включительно. В выпускные классы поступление учащихся не предусмотрено.
Формы работы в освоении программы «Хореографическое творчество»
В ДШИ устанавливаются следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок); прослушивание; просмотр; зачет (технический зачет); репетиция; академический концерт; мастер-класс; лекция; семинар; контрольная работа; практическое занятие.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Данное обоснование указывается в программах учебных предметов, реализуемых в ДШИ.
Внеаудиторная работа может быть использована на:
- выполнение учащимися домашнего задания;
- посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);
- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности ДШИ, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности ДШИ.
Выполнение учащимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
Требования к условиям реализации программы «Хореографическое творчество» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хореографическое творчество» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.
Учебно-методическое обеспечение:
Для каждого учащегося организован доступ к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хореографическое творчество».
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 учащихся.
Программа «Хореографическое творчество» обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
При реализации программы «Хореографическое творчество» запланирована работа концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности. Аудиторные часы для концертмейстеров предусматриваются по всем учебным предметам предметной области «Хореографическое исполнительство» и консультациям по этим учебным предметам в объеме 100 процентов аудиторного учебного времени.
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Хореографическое творчество» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- хореографические имеют пригодное для танца напольное покрытие, балетные станки (палки) вдоль стен, зеркала;
- актовый зал с пианино, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием;
- библиотека;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал);
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;
- помещение для хранения музыкальных инструментов, а также условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов;
- раздевалки и душевые для учащихся и преподавателей;
- сценические костюмы для сценических выступлений, для учебных занятий, репетиционного процесса.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов: «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического искусства» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (современными досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями. В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Кадровое обеспечение:
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечена педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели из них:
- 32–33 недели — реализация аудиторных занятий;
- 2–3 недели — проведение консультаций и экзаменов;
Остальное время деятельность преподавателей направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, освоение дополнительных профессиональных ОП.
Один раз в три года педагогические работники в целях непрерывности профессионального развития обеспечиваются освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 16часов.
Взаимодействие с другими ДШИ, реализующими ОП в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью:
- обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- ведения постоянной методической работы;
- получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество»;
- использования передовых педагогических технологий.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» с 8 летним сроком обученияявляется приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
- знания профессиональной терминологии;
- умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
- умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
- умения выполнять комплексы специальных хореографическихупражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танцаи разучивании хореографического произведения;
- навыков музыкально-пластическогоинтонирования;
- навыков сохранения и поддержки собственнойфизической формы;
- навыков публичных выступлений.
в области теории и истории искусств:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
- знания и слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
- знания основных элементов музыкального языка;
- первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
- навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- знания основных этапов развития хореографического искусства;
- знания основных этапов становления и развития искусства балета;
- знания основных отличительныхособенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- навыков анализа музыкального произведения.
Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Танец:
- знание основных элементов классического, народного танцев;
- знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
- умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
- умение ориентироваться на сценической площадке;
- умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
- владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
- навыки комбинирования движений;
- навыки ансамблевогоисполнения, сценической практики.
Ритмика:
- знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Гимнастика:
- знание анатомического строения тела;
- знание приемов правильного дыхания;
- знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
- знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
- умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- умение сознательно управлять своим телом;
- умение распределять движения во времени и пространстве;
- владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
- навыки координации движений.
Классический танец:
- знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций классического танца;
- знание особенностей постановкикорпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
- умениеосваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танцаи разучивании хореографического произведения;
- навыки музыкально-пластическогоинтонирования.
Народно-сценический танец:
- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
- знание балетной терминологии;
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановкикорпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
- умение исполнятьнародно-сценические танцы на разных сценических площадках;
- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя;
- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
- навыки музыкально-пластическогоинтонирования.
Подготовка концертных номеров:
- умение осуществлять подготовку концертных номеров, партийпод руководством преподавателя;
- умение работы в танцевальном коллективе;
- умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
- умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
- навыки участия в репетиционной работе.
Слушание музыки и музыкальная грамота:
- знание специфики музыки как вида искусства;
- знание музыкальной терминологии, актуальной дляхореографического искусства;
- знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
- умениеэмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
- умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
- умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодикунесложных музыкальных произведений.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
- знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
- знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
- знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
- знание основных музыкальных терминов;
- знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
- умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
- умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
- навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.
История хореографического искусства:
- знание основных этапов развития хореографического искусства;
- знание основных отличительныхособенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
- знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
- знание основных этапов становления и развития русского балета;
- умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.
Современный танец:
- знание основных этапов возникновения джаз танца,модерн танца;
- навыки исполнения джаз танца, модерн танца;
- знание терминологии;
- навыки импровизации;
- владение танцевальными комбинациями.
Учебные планы программы «Хореографическое творчество» разработаны в соответствии с ФГТ на основе примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.
Учебные планы отражают структуру программы «Хореографическое творчество», определяют содержание и организацию образовательного процесса с учетом:
- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;
- индивидуального творческого развития детей;
- социально-культурных особенностей Краснодарского края.
Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой программы «Хореографическое творчество» и сроков обучения по этой программе.
Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку учащихся).
Учебный план программы «Хореографическое творчество» предусматривает следующие предметные области:
- ПО.01. Хореографическое исполнительство;
- ПО.02. Теория и история искусств.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
При реализации программы "Хореографическое творчество" со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2599 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Танец - 130 часов, УП.02.Ритмика - 130 часов, УП.03.Гимнастика - 65 часов, УП.04.Классический танец - 1023 часа, УП.05. Народно-сценический танец - 330 часов, УП.06.Подготовка концертных номеров - 658 часов;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. - Слушание музыки и музыкальная грамота - 131 час, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) - 66 часов, УП.03.История хореографического искусства - 66 часов.
Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку учащихся, определяемой содержанием обязательной части, получение учащимисядополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Школой на занятия учащихся с присутствием преподавателя, составляет 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает предмет В.01.Историко-бытовой и современный танец – 165 часов. При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учитываются исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области хореографического искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников;
При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу учащихся. Объем времени на самостоятельную работу учащихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности;
При реализации ДПОП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность учащихся:
групповые занятия — от 11 человек;
мелкогрупповые занятия — от 4 до 10 человек (по предмету «Подготовка сценических номеров» — от 2-х человек, занятия с мальчиками по учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец» — от 3-х человек), индивидуальные занятия.
К занятиям по учебным предметам «Подготовка сценических номеров» могут привлекаться учащиеся из разных классов. Реализация данных учебных предметов может проходить в форме совместного исполнения сценической работы с учащимися из разных классов.
Объем самостоятельной работы учащихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечена консультациями для учащихся, которые проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ.
Разработчики образовательной программы: заместители директора Басова М.В., Викторова Н.И, методист Киричек Ю.Н