Новости школы

180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Rimskij-Korsakov photo 2024-03-20_19-02-13

  18 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Эту дату широко отмечают в нашей стране: концерты, фестивали, музейные экспозиции, лекции- форматы юбилейных мероприятий разнообразны и чрезвычайно интересны.

  В нашей школе стартовал проект #ЧитаяЛетопись. Проект познакомит с биографией Н.А.Римского-Корсакова, становлением его творческой личности, опираясь на автобиографическую книгу "Летопись моей музыкальной жизни". Книга композитора вышла в свет в 1909г., но и спустя 115 лет не перестает быть интересной музыкантам разных поколений. В ходе проекта юные рахманиновцы посетят лекции и встречи, посвященные творчеству Н.А.Римского-Корсакова, а в соцсетях можно будет следить за выпусками проекта.

Телефон доверия

Аннотации к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе Музыкальный фольклор

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»

 

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» (далее по тексту - программа «Музыкальный фольклор») разработана муниципальным учреждением дополнительного образования Детской школой искусств имени С.В.Рахманинова муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – ДШИ) на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства (далее по тексту - ФГТ).

Программа «Музыкальный фольклор» определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом:

-  обеспечения преемственности программы «Музыкальный фольклор» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;

-  сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа «Музыкальный фольклор» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков хорового и ансамблевого музицирования а также игры на народных инструментах (баян, домра, балалайка), позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и хорового музицирования;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- изучение казачьей культуры, в рамках Плана мероприятий на 2021-2023 годы по реализации в Краснодарском крае Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденного распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.03.2021 года № 94-р;

- приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям народного оркестра;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цели образовательной программы «Музыкальный фольклор»:

-  воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-  формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-  формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-  воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной   требовательности;

-  формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-  выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

            Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с 6 лет шести месяцев до 9 лет, составляет 8 (9) лет;

ДШИ в соответствии с ФГТ имеет право реализовывать программу «Музыкальный фольклор» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам, учитывающим соблюдение ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Музыкальный фольклор» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, а также в зависимости от вида искусств, и физических данных.

Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма и памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на любом музыкальном инструменте.

Оценка качества образования по программе «Музыкальный фольклор» производится на основе ФГТ.

Освоение обучающимися программы «Музыкальный фольклор», разработанной ДШИ на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Требования к условиям реализации программы «Музыкальный фольклор» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Музыкальный фольклор» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.

            С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в ДШИ создается комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможности:

  • выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
  • организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
  • организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
  • организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
  • использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
  • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
  • построения содержания программы «Музыкальный фольклор» с учетом индивидуального развития детей, а также сложившихся педагогических традиций и особенностей многонациональной культуры РФ;
  • эффективного управления ДШИ.

При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года в первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы составляет 33 недели.

При реализации программы «Музыкальный фольклор» со сроком обучения 9 лет продолжительность учебного года в первого по восьмой классы составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по девятый классы составляет 33 недели.

В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12-13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

            Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

В ДШИ обеспечивается реализация учебного предмета «Фольклорный ансамбль» на базе учебного народного хора. При реализации учебного предмета «Фольклорный ансамбль» вместе могут одновременно заниматься обучающиеся других ОП в области музыкального искусства.

Хоровые коллективы подразделяются на младший хор, хоры средних, старших классов.

В случае отсутствия реализации данного учебного предмета, часы, предусмотренные на консультации, используются по усмотрению ДШИ на консультации по другим учебным предметам.

К реализации учебного предмета «Ансамбль» могут привлекаться как обучающиеся по ОП «Музыкальный фольклор», обучающиеся по другим ОП в области музыкального искусства, так и педагогические работники ДШИ (преподаватели, концертмейстеры).

            Программа «Музыкальный фольклор» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

            Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См. учебные программы по предметам).

            Время внеаудиторной работы может быть использовано на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ДШИ.

            Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

            Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме:

- 142 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет.

            Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

            Оценка качества реализации программы «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

            В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

            Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

            По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.

            Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разработаны ДШИ самостоятельно на основании ФГТ. ДШИ разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся.

Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разработаны ДШИ самостоятельно и утверждены методическим советом.

            Фонды оценочных средств отображают требования настоящих ФГТ, соответствуют целям и задачам программы «Народные инструменты» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

            По окончании полугодий учебного года, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

            Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определены ДШИ на основании ФГТ.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:

1) Фольклорный ансамбль;

2) Сольфеджио;

3) Музыкальный инструмент.

            По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.

            Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно. ДШИ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ.

            При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  • знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
  • знание профессиональной терминологии, знание народного репертуара, в том числе ансамблевого и сольного;
  • достаточный технический уровень владения инструментом (голосом) для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов;
  • умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
  • наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

            1.19. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

            Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Музыкальный фольклор». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

            Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

            1.20. Реализация программы «Музыкальный фольклор» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование составляет не менее 25% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП.

            До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, составляют преподаватели, имеющие среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

            Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

            Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных ОП, не реже чем один раз в три года в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу.

            В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Народные инструменты», использования передовых педагогических технологий.

            Финансовые условия реализации программы «Музыкальный фольклор» обеспечивают ДШИ исполнение ФГТ.

            При реализации программы «Музыкальный фольклор» работа концертмейстеров планируется с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности.

Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются:

- по учебному предмету и консультациям «Фольклорный ансамбль» 100 процентов аудиторного учебного времени;

- по учебному предмету «Фольклорная хореография» 100 процентов от аудиторного учебного времени;

            Материально-технические условия реализации программы «Музыкальный фольклор» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

            В учреждении проводятся систематические мероприятия по приведению материально-технической базы ДШИ в соответствие санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

            Для реализации программы «Музыкальный фольклор» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • учебный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,
  • библиотеку,
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку),
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий, оснащенные фортепиано,
  • учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Ансамбль», «Фольклорная хореография» (учебный зал с фортепиано, станками);

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент» оснащены фортепиано.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м., для реализации учебных предметов «Фольклорный ансамбль», «Ансамбль» - не менее 12 кв.м.; для занятий «Фольклорная хореография» - учебный зал.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Народное творчество», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, шкафами).

В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Минимум содержания программы «Музыкальный фольклор» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знания характерных особенностей народного пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- навыков фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

б) инструментального:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на народном инструменте;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- умения создавать художественный образ при исполнении на народном инструменте музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения аккомпанировать при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

- знания музыкальной грамоты;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального искусства;

- знаний особенностей национальной народной музыки и ее влияния на специфические черты композиторских школ;

- умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

- навыков восприятия элементов музыкального языка;

- сформированных вокально-интонационных навыков и ладового чувства;

- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;

- навыков анализа музыкального произведения;

- навыков записи музыкального текста по слуху;

- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;

Результатом освоения программы "Музыкальный фольклор" с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных выше, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

а) вокального ансамблевого:

- знаний ансамблевого репертуара, включающего произведения основных жанров народной музыки;

- знаний начальных теоретических основ народного вокального искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей фольклорного коллектива;

б) инструментального:

- знаний основного репертуара народного инструмента;

- знаний различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;

- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

в области теории и истории музыки:

- умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- первичных знаний об основных эстетических и стилевых направлениях в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;

- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактур);

- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;

- навыков восприятия современной музыки.

Результаты освоения программы "Музыкальный фольклор" по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Фольклорный ансамбль:

- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, особенностей оформления нотации народной песни, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- навыки коллективного ансамблевого исполнительского творчества, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;

- умения самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций;

- сформированные практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

- формирование навыков владения различными манерами пения;

- навыки фольклорной импровизации (соло и в ансамбле);

- навыки аккомпанирования голосу в работе и концертном исполнении вокальных произведений различных жанров.

Музыкальный инструмент:

- воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;

- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности музыкального инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

- знание инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

- знание художественно-исполнительских возможностей музыкального инструмента;

- знание профессиональной терминологии;

- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;

- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства;

- навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;

- наличие музыкальной памяти, полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.

Сольфеджио:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- вокально-интонационные навыки;

- навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и другие навыки).

Народное музыкальное творчество:

- знание жанров отечественного народного музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- умение анализировать музыкальный фольклор, владение навыками его записи;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание основных музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

- навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения - формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

- знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;

- знание основных музыкальных терминов;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать свое отношение к нему, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Разработчики образовательной программы: заместители директора Басова М.В., Викторова Н.И, методист Киричек Ю.Н.