Новости школы

180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Rimskij-Korsakov photo 2024-03-20_19-02-13

  18 марта исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Эту дату широко отмечают в нашей стране: концерты, фестивали, музейные экспозиции, лекции- форматы юбилейных мероприятий разнообразны и чрезвычайно интересны.

  В нашей школе стартовал проект #ЧитаяЛетопись. Проект познакомит с биографией Н.А.Римского-Корсакова, становлением его творческой личности, опираясь на автобиографическую книгу "Летопись моей музыкальной жизни". Книга композитора вышла в свет в 1909г., но и спустя 115 лет не перестает быть интересной музыкантам разных поколений. В ходе проекта юные рахманиновцы посетят лекции и встречи, посвященные творчеству Н.А.Римского-Корсакова, а в соцсетях можно будет следить за выпусками проекта.

Телефон доверия

Аннотации к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе Искусство театра

Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной програмеа в области театрального искусства «Искусство театра»

 

1.1.           Аннотация к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области театрального искусства «Искусство театра» разработана муниципальным учреждением дополнительного образования Детской школой искусств имени С.В.Рахманинова муниципального образования город Краснодар (далее по тексту – ДШИ) на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства (далее по тексту - ФГТ).

            Программа «Искусство театра» определяет цели, ожидаемые результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии оценки итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы, обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.

Программа «Искусство театра» определяет содержание и организацию образовательного процесса ДШИ.

Программа «Искусство театра» направлена на:

- выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение детьми знаний, умений и навыков в области театрального искусства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Программа «Искусство театра» направлена на обеспечение преемственности основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства и обеспечивает сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа «Искусство театра» ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;  

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области театрального искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Материально-технические условия реализации программы «Искусство театра» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ДШИ соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Искусство театра» ДШИ обеспечена необходимыми учебными аудиториями, специализированными кабинетами и включает в себя:

- специально оборудованное помещение (театральный зал) с необходимым оборудованием (пианино, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);

- хореографический зал, оборудованный станками, зеркалами, пианино;

- библиотеку,

- помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

- учебную аудиторию со специальным напольным покрытием, ширмами, звуковой и видеоаппаратурой для занятий по учебному предмету «основы актерского мастерства»;

- костюмерную.

Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Беседы об искусстве», «История театрального искусства» оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, видеоаппаратурой, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами).

В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита, приобретения (пошива) костюмов.

Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ДШИ укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам учебного плана. Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история искусств» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Реализация программы «Искусство театра» обеспечена педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 50 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели – реализация аудиторных занятий, 2-3 недели – проведение консультаций и экзаменов. В остальное время деятельность педагогических работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.

 

II. Требования к минимуму содержания дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области

театрального искусства «Искусство театра». Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра»

 

При приеме на обучение по программу «Искусство театра» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.

Минимум содержания программы «Искусство театра» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП театрально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Результатом освоения программы «Искусство театра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области театрального исполнительского искусства:

-        знания профессиональной терминологии;

-        знания основ техники безопасности при работе на сцене;

-        умения использовать выразительные средства для создания художественного образа (пластику, мимику и т.д.);

-        умения использовать приобретенные технические навыки при решении исполнительских задач;

-        умения воплощать образную музыкальную и пластическую характеристику через приемы сценического движения;

-        умения анализировать свою работу и работу других обучающихся;

-        навыков владения основами актерского мастерства;

-        навыков владения средствами пластической выразительности;

-        навыков участия в репетиционной работе;

-        навыков публичных выступлений;

-        навыков общения со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;

-        навыков использования игровых и тренинговых упражнений для избавления от психологических проблем;

-        навыков тренировки психофизического аппарата;

            в области теории и истории искусств:

-        первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        знания основных средств выразительности театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        знания основных этапов развития театрального искусства;

-        первичные знания об истории возникновения жанров театрального искусства;

-        знания отечественных и зарубежных произведений искусства в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        знания театральной терминологии;

-        первичные знания музыкальной грамоты, знания основных музыкальных жанров в их взаимосвязи с другими видами искусств.

Результатом освоения программы «Искусство театра» с дополнительным годом обучения, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области театрального исполнительского искусства:

-        знания выразительных средств сценического действия и их разновидности;

-        знания принципов построения этюда, его разновидностей и структуре;

-        умения вырабатывать критерии целесообразности и логичности поведения в этюде;

-        умения координировать свое положение в сценическом пространстве;

-        умения создавать художественный образ в сценической работе или в творческом номере;

-        навыков по владению психофизическим состоянием;

            в области теории и истории искусств;

-        знания основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, музыкального, хореографического);

-        первичных знаний об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        знания основных тенденций в современном театральном искусстве и репертуаре театров;

-        умения проводить анализ произведений театрального искусства.

Результаты освоения программы «Искусство театра» по учебным предметам обязательной части должны отражать:

Театральные игры:

-        знание видов и типов игр;

-        знание основных приемов и средств воплощения игровой ситуации;

-        умение объяснять правила проведения игры;

-        умение координировать свои действия с участниками игры;

-        навыки коллективного творчества при реализации события в игровом задании;

-        навыки владения голосом, средствами пластической выразительности при создании игрового образа;

-        навыки координации движений.

Основы актерского мастерства:

-        знание основных жанров театрального искусства: трагедии, комедии, драмы;

-        знание профессиональной терминологии;

-        знание основ техники безопасности при работе на сцене;

-        умение использовать основные элементы актерского мастерства, связанные с созданием художественного образа при исполнении роли в спектакле или в концертном номере;

-        умение работать над ролью под руководством преподавателя;

-        умение использовать полученные знания в создании характера сце­нического образа;

-        умение выполнять элементы актерского тренинга;

-        первичные навыки по сочинению небольших этюдов на заданную тему;

-        навыки репетиционно-концертной работы;

-        навыки по использованию театрального реквизита;

-        первичные навыки по анализу собственного исполнительского опыта.

Художественное слово:

-        знание приемов дыхания, характерных для театрального исполнительства;

-        знание строения артикуляционного аппарата;

-        знание основных норм литературного произношения текста;

-        умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

-        умение работать с литературным текстом;

-        умение устанавливать не­посредственное общение со слушателями;

-        навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;

-        навыки владения выразительными средствами устной речи;

-        навыки по тренировке артикуляционного аппарата.

Сценическое движение:

-        необходимые знания в области физической культуры и техники безопасности при исполнении пластических заданий на сцене;

-        знание технических приемов сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

-        знание профессиональной терминологии;

-        умение использовать элементы пластической техники при создании художественного образа;

-        умение использовать технические приемы сценического движения, в том числе с использованием различных театральных аксессуаров (шляпы, трости, плаща и др.) для создания художественного образа;

-        умение распределять движения во времени и пространстве;

-        навыки владения средствами пластической выразительности, комплексом физических упражнений.

Танец:

-        знание основной терминологии в области хореографического искусства;

-        знание элементов и основных комбинаций классического и народного сценического танцев;

-        знание средств художественной выразительности при создании образа в танцевальном жанре;

-        знание принципов взаимодействия музыкальных и танцевальных выразительных средств;

-        умение исполнять элементы и основные комбинации классического и народного сценического танцев;

-        умение запоминать и воспроизводить танцевальный текст;

-        навыки по применению упражнений с целью преодоления технических трудностей;

-        навыки исполнения элементов классического и народного сценического танцев.

Ритмика:

-        умение эмоционально выразительно выполнять ритмические упражнения;

-        умение согласовывать ритмические движения со строением музыкального произведения, распределять их во времени и пространстве;

-        навыки выполнения парных и групповых упражнений.

Подготовка сценических номеров:

-        умение подготовить концертно-сценический номер или фрагмент театральной роли под руководством преподавателя;

-        умение работать в творческом коллективе, вежливо, тактично и уважительно относиться к партнерам по сцене;

-        умение анализировать и исправлять допущенные ошибки;

-        навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в учебном спектакле.

Слушание музыки и музыкальная грамота:

-        знание специфики музыки как вида искусства;

-        знание музыкальной терминологии, актуальной для театрального искусства;

-        первичные знания в области музыкального искусства (основные понятия, связанные с метром, ритмом, темпом, динамикой, ладовой системой, музыкальными жанрами, строением музыкальных произведений);

-        умение воспринимать музыкальные произведения, анализировать их строение, определять художественно-образные и жанровые особенности;

-        умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для театрального искусства;

-        умение различать тембры музыкальных инструментов;

-        умение запоминать и воспроизводить мелодику несложных музыкальных произведений;

-        первичные навыки по проведению сравнительного анализа музыкальных и театральных произведений в рамках основных эстетических и стилевых направлений в области театрального и музыкального искусства.

Беседы об искусстве:

- первичные знания об особенностях использования выразительных средств в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        знание произведений в области театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        навыки эмоционально-образного восприятия произведений театрального, музыкального и изобразительного искусства;

-        навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и изобразительного искусства.

История театрального искусства:

-        знание основных эстетических и стилевых направлений в области театрального искусства;

-        знание основных этапов развития театрального искусства;

-        знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного театрального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительным, музыкальным, хореографическим);

-        знание истории возникновения и развития жанров театрального искусства;

-        знание особенностей национальных традиций театрального искусства;

-        знание театральной терминологии;

-        знание классического и современного театрального репертуара;

-        умение анализировать произведения театрального искусства с учетом их жанровых и стилистических особенностей.

 

III. Учебный план

 

       Учебные планы программы «Искусство театра» разработаны в соответствии ФГТ и с учетом примерных учебных планов, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации.

Учебные планы отражают структуру программы «Искусство театра», определяют содержание и организацию образовательного процесса с учетом:

- обеспечения преемственности предпрофессиональных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств;

- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства;

- индивидуального творческого развития детей;

- социально-культурных особенностей Краснодарского края.

Учебные планы разработаны с учетом графиков образовательного процесса по реализуемой программы «Искусство театра» и сроков обучения по этой программе.

Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

Образовательное учреждение может реализовывать программы «Искусство театра» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

Учебный план программы «Искусство театра» предусматривает следующие предметные области:

театральное исполнительское искусство;

теория и история искусств

и разделы:

консультации;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация.

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.

При реализации программы «Искусство театра» со сроком обучения 8 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2636 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Театральное исполнительское искусство: УП.01.Театральные игры – 130 часов, УП.02.Основы актерского мастерства – 429 часов, УП.03.Художественное слово – 263 часа, УП.04.Сценическое движение – 165 часов, УП.05.Ритмика – 65 часов, УП.06.Танец – 461 час, УП.07.Подготовка сценических номеров – 462 часа;

ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и музыкальная грамота – 263 часа, УП.02.Беседы об искусстве – 99 часов, УП.02.История театрального искусства – 99 часов.

Вариативная часть расширяет и углубляет подготовку обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Объем времени вариативной части, предусматриваемый ДШИ на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, составляет до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.

При реализации программы «Искусство театра» по предметным областям (В) и учебным предметам (УП) со сроком обучения 8 лет вариативная часть включает предмет В.01. Вокальный ансамбль – 99 часов. разработана ДШИ самостоятельно в пределах установленных ФГТ объемов максимальной и аудиторной нагрузки обучающихся.

При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий учтены исторические, национальные и региональные традиции в области театрального искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогическим работникам.

            При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определен с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в творческих и культурно-просветительских мероприятиях ДШИ).

Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме групповых занятий численностью от 11 человек, мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек (по предмету «Подготовка сценических номеров» - от 2-х человек), индивидуальных занятий. К занятиям по учебным предметам «Основы актерского мастерства», «Подготовка сценических номеров» могут привлекаться обучающиеся из разных классов. Реализация данных учебных предметов может проходить в форме совместного исполнения сценической работы с обучающимися из разных классов.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Искусство театра» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету.

Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, просмотры видеоматериалов, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДШИ.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.

Реализация программы «Искусство театра» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 200 часов при реализации ДШИ со сроком обучения 8 лет. Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Разработчики образовательной программы: заместители директора Басова М.В., Викторова Н.И, методист Киричек Ю.Н.